Меню

Улицы, названные в честь известных людей

Проспект Астрахова

АСТРАХОВ Анатолий Константинович

Первый всенародно избранный Глава района Анатолий Константинович Астрахов родился 18 июня 1937 в городе Пушкино Московской области в семье рабочего. С 1962 года жил в г. Мытищи. Окончил школу № 1 города Пушкино. В 1954 году поступил в МВТУ им. Н.А. Баумана на механико-технологический факультет. Получив квалификацию инженера-механика по специальности «Оборудование и технология сварочного производства», в 1960 году по распределению был направлен на Мытищинский машиностроительный завод. Большую часть своей производственной деятельности Анатолий Константинович посвятил вагонному производству. Начав работать в качестве инженера-технолога по сварочному производству экспериментального цеха ОКБ, он прошел все ступени руководства – от заместителя начальника холодно-штампового цеха до заместителя директора завода по производству. В 1987 году Астрахов назначен первым заместителем генерального директора производственного объединения «ММЗ». Новатором и неутомимым тружеником запомнился А.К. Астрахов заводчанам. Неоднократно он избирался на руководящие должности общественных организаций завода: был секретарем комитета ВЛКСМ завода, членом пленума РК ВЛКСМ, избирался председателем заводского комитета профсоюзов, членом партбюро парткома завода. С конца 1970-х годов являлся депутатом Мытищинского городского Совета депутатов. В марте 1990 года был избран депутатом Мытищинского Совета народных депутатов, а в июне того же года назначен председателем исполкома горсовета. В 1991 году А.К. Астрахов стал Главой Администрации Мытищинского района. В апреле 1996 года Анатолий Константинович был избран на эту должность. Под руководством и при непосредственном участии А.К. Астрахова в сложных условиях переходного периода в Мытищинском районе удалось улучшить жилищные условия свыше 9 000 семей, принять в муниципальную собственность от организаций и ведомств 1,5 млн. кв. метров жилья, 28 детских дошкольных учреждений, построить и ввести в строй три детских сада, центр детского творчества, два отделения Центральной районной больницы, две поликлиники, четыре школы, городской Дворец культуры и другие объекты.
27 сентября 1999 года после тяжелой болезни А.К. Астрахов скончался. Но воспоминания о нем живут в сердцах мытищинцев. Ежегодно 27 сентября в районе отмечают День памяти Астрахова.
Именем А.К. Астрахова в 1999 году названа общеобразовательная средняя школа № 10.

Улица разведчика Абеля

ФИШЕР Вильям Генрихович

Ненастоящий Абель, настоящий Фишер

Абель Рудольф Иванович (Фишер Вильям Генрихович) - 11 июля 1903

Он прославился под чужим именем, которое не было его шпионским псевдонимом, благодаря американцам. Имя и биография покойного друга вспомнились почти случайно, в экстремальных обстоятельствах при аресте. В газетах судебный процесс назвали «Рудольф Абель против Соединенных Штатов Америки». А потом он до самой смерти охотно отзывался на «Рудольф Иванович». Вильям Генрихович Фишер родился 11 июля 1903 года в английском городе Ньюкасл-апон-Тайн. Его отец был обрусевшим немцем, а мать русской. Родители были марксистами, знались с Лениным. Бежали в Британию по политическим мотивам. В 1920 году семья вернулась в Россию и поселилась в Кремле на правах старых революционеров. Фишеру не дали получить высшего образования. Забрали в армию, где он стал первоклассным радистом. С 1927 года он на службе в иностранном отделе ОГПУ, то есть во внешней разведке. В совершенстве владевшему английским, немецким и французским Фишеру поручались разведывательные задания в Великобритании, Польше и Китае. В 1938 году Фишера вычистили из НКВД в ходе бериевской чистки, но с началом войны вернули. Он служил в Куйбышеве, готовил радистов для засылки в тыл немцам, участвовал в радиоиграх против немецкой разведки. В Куйбышеве Фишер и познакомился с менее удачливым советским разведчиком латышом Рудольфом Абелем. В 1948 году с документами на имя художника (а Фишер неплохо рисовал) Эмиля Гольдфуса Фишер обосновался в США в Нью-Йорке. Он успешно руководил советской шпионской сетью, занимавшейся, в основном, выведыванием ядерных секретов. Так продолжалось до 1957 года, когда помощник Фишера финн Рейно Хейханен сдался американским властям. Тут-то Фишер и стал Абелем и получил 32 года тюрьмы за шпионаж. Но просидел лишь 5 лет. В феврале 1962 года на границе Западного и Восточного Берлина Фишера-Абеля обменяли на летчика американского самолета-шпиона Фрэнсиса Пауэрса. Изможденный судьбой разведчик отправился на пенсию. В последние годы, перед своей смертью, будучи уже больным раком лёгких, Рудольф Абель жил в подмосковном посёлке Старый Большевик (сегодня это посёлок Челюскинский в Мытищинском районе). Умер в 1971 году.

Улица Кадомцева

КАДОМЦЕВ Анатолий Иванович

Анатолий Иванович Кадомцев (21 января 1918 — 21 февраля 1944) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 688-й штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии, Гвардии Капитан, Герой Советского Союза.

Родился 23 января 1918 года в селе Подхватиловка, ныне село Кадомцево Нижнеломовского района Пензенской области, в семье крестьянина. Окончив 8 классов в 1934 году, работал слесарем на Мытищинском вагонном заводе Московской области. С июля 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. С июля 1941 года в действующей армии. Сражался на Калининском, Донском, Сталинградском, Центральном фронтах в составе 688-го (59-го Гвардейского) штурмового авиационного полка. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 59-го Гвардейского штурмового авиационного полка (2-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии капитан А. И. Кадомцев произвёл 280 боевых вылетов, уничтожил и повредил более 60 танков, 340 автомашин, 16 самолётов на земле и 4 в воздухе, нанес большой урон живой силе противника. 21 февраля 1944 в районе Бобруйска (Могилёвская область) самолет Кадомцева был сбит истребительной авиацией противника. Кадомцев и его воздушный стрелок И. М. Турутин с боевого задания не вернулись. 13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен в Бобруйске. Именем Героя названы родное село и мытищинская школа № 26, улицы в Москве и Мытищах. В городе Мытищи на одном из домов установлена мемориальная доска.

Улица Полюшенко

ПОЛЮШЕНКО Андрей Петрович

Полюшенко Андрей Петрович родился 1 октября 1911 года в дер. Коренная Учарского района Воронежской области. В 1924—1929 годах обучался в студии С.П. Соколова в Нижнем Новгороде (преподаватели Н. П. Крымов, Л. А. Хныгин).

Полюшенко Андрей Петрович, живописец пейзажист, был заместителем председателя МОООСХ (1949-1955).

Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Муниципальном Российском музее, в Мытищинском историко-художественном музее, в Муниципальном био музее им. К. А. Тимирязева, в Свердловской областной картинной галерее и в личных коллекциях в Рф и за рубежом.

Скончался 15 ноября 1985 года в г. Мытищи Московской области. Похоронен в Мытищах на Волковском кладбище.

Выставки

Полюшенко Андрей Петрович - участник художественных выставок с 1936 года.

Главные работы

«Снег выпал», «Озимые всходы», «Ранний снег» , «Мокрая сирень», «Подмосковные просторы», «Весенний вечер», «Птицы возвращаются», «Осенняя тишина», «Восход луны», «Зеленя», «Весенний ручей», «Весенняя радуга», «Летний вечер», "Закат. Тетя Маша зовет малышей ужинать".

Подмосковные пейзажи «Бородино – поле российской славы», «На Приокских равнинах», «Октябрь» и «Последний снег».

Заслуги

Муниципальная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1978)

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Народный живописец РСФСР (1981)

Память

В г. Мытищи по ул. Веры Волошиной, д. 15, где с 1976 по 1985 годы жил живописец, установлена мемориальная доска.

Улица Кедрина

КЕДРИН Дмитрий Борисович

Кедрин Дмитрий Борисович — русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922—1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942—1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия».

Первый поэтический сборник — «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике.

У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы -- «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др.

Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.

В подмосковных Мытищах, вошедших в биографию Дмитрия Кедрина с начала 30-х годов, когда он пришёл работать в многотиражку главного местного завода, ежегодно проводятся «Кедринские чтения». Изначальное место их проведения – городской историко-художественный музей, со временем к этому делу подключились и библиотеки. Основные организаторы и ведущие участники чтений – члены Мытищинского литературного объединения, с 1967-го года носящего имя Дмитрия Кедрина. И так же ежегодно, как «Кедринские чтения», в Мытищах проводится большой литературный праздник, на котором чествуют новых лауреатов премии имени Дмитрия Кедрина «Зодчий», учрежденной в 1995 году Администрацией Мытищи и Союзом писателей России.

18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского, был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Аллея Николая Боханова

Боханов Николай Иванович

Боханов Николай Иванович – директор производственной фирмы шерстяных детских тканей «Подмосковье» Министерства текстильной промышленности РСФСР, город Мытищи Московской области.

Родился 3 августа 1913 года в посаде Клинцы (ныне - город, районный центр Клинцовского района Брянской области).

После окончания текстильного техникума в 1936 году начал свою трудовую деятельность на Балашихинской суконной фабрике в рабочем посёлке (с сентября 1939 года – город) Балашиха Московской области. Работал помощником мастера, старшим мастером, начальником прядильного и ремонтного цехов, главным инженером фабрики. Окончил вечернее отделение Московского текстильного института.

В 1964-1968 годах – директор Московского производственного объединения шерстяных детских тканей, а с 1968-1986 годах – директор производственной фирмы (с 1973 года – производственного объединения) шерстяных детских тканей «Подмосковье» Министерства лёгкой (с августа 1973 года – текстильной) промышленности РСФСР в городе Мытищи Московской области.

На протяжении многих лет, возглавляемое им объединение являлось одним из лучших предприятий области и Мытищинского района. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награжден орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1973 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетки и принятых социалистических обязательств на 1973 год, большой творческий вклад в увеличение производства товаров народного потребления и улучшение их качества Боханову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1986 года – на заслуженном отдыхе.

Жил в городе Мытищи. Умер в 2004 году.

Почетный гражданин города Мытищи (02.08.1983).

Избирался депутатом Московского областного и Мытищинского городского Советов народных депутатов, членом исполкома Мособлсовета.

Награжден 2 орденами Ленина (05.04.1971; 31.12.1973), орденами Трудового Красного Знамени (17.03.1981), Дружбы народов (23.05.1986), «Знак Почёта» (09.06.1966), медалями.

Улица Матросова

МАТРОСОВ Александр Матвеевич

В раннем возрасте оставшись сиротой, Александр Матросов воспитывался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). В Красную Армию призван Кировским районным военным комиссариатом г. Уфы Башкирской АССР в сентябре 1942 г.

    В боевых действиях стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. И.В. Сталина (6-й Сталинский Сибирский добровольческий стрелковый корпус, Калининский фронт) красноармеец Матросов А.М. участвовал с ноября 1942 г.

    Звание Герой Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.06.1943 г. посмертно «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм». Погиб в бою 27 февраля 1943г. в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской (в н.в. Псковской) области, закрыв своим телом амбразуру дзота противника.

     Похоронен в городе Великие Луки. В приказе Народного комиссариата обороны СССР № 162 от 8 сентября 1943 года было записано: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и геройства для всех воинов Красной Армии». Этим же приказом имя А. М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он был навечно зачислен в списки 1-й роты этого полка. Сформированному в 2019 году гвардейскому мотострелковому полку Западного военного округа, объявленному преемником 254-го гвардейского стрелкового полка, в 2020 году присвоено почётное наименование «имени Александра Матросова».

     Именем Александра Матросова назван ряд улиц и парков во многих городах России, в том числе в городе Мытищи (Улица  им. Александра Матросова, 1-й переулок Матросова, 1-й проезд Матросова).

По материалам  https://mytyshimuseum.ru/geroi-mytishhinczy/vserossijskaya-akcziya-uliczy-geroev/

Улица Волошиной

ВОЛОШИНА Вера Даниловна

Герой России 

ВОЛОШИНА Вера Даниловна

30.09.1919 — 29.11.1941 гг. 

  

Улица Веры Волошиной – одна из старейших и красивейших улиц городского округа Мытищи. Она начинается от железнодорожной станции Перловская и идёт до села Тайнинского. Там, на высоком берегу реки Яуза, стоит величественный белокаменный пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1677 году по высочайшему указу царя Алексея Михайловича. Долгое время улица называлась 2-й Вокзальной. В 1963 году она была переименована в честь Героя России Веры Волошиной.

Вера Волошина родилась 30 сентября 1919 года в городе Щегловске (ныне – Кемерово). Волошина Вера в 1941 г. закончила 3-ий курс Московского института советской кооперативной торговли (в н.в. Российский университет кооперации, г. Мытищи, Московская обл.). Когда началась Великая Отечественная война вместе с другими студентками и жителями Москвы рыла окопы и противотанковые рвы на подступах к столице. В 1941 году она отправилась на фронт добровольцем и стала участницей диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта.

21 ноября 1941 года Вера Волошина вместе с Зоей Космодемьянской и другими диверсантами отправилась в тыл немецких войск. Пересекая линию фронта отряд попал под вражеский обстрел и его участникам пришлось разделиться. У деревни Головково группу Веры Волошиной поджидали немцы. Девушка сумела прикрыть отход отряда автоматным огнем, но была схвачена.

После безрезультатных допросов девушку повесили. Девушке едва исполнилось 22 года. В тот же день, 29 ноября 1941 года, в 10 километрах от этого места, в деревне Петрищево казнили Зою Космодемьянскую.

По материалам  http://inmytishchi.ru/novosti/putevoditel_po_rayonu/progulki-po-gorodu-ulica-very-voloshinoy-vizitnaya-kartochka-mytishch

http://inmytishchi.ru/novosti/socium/v-mytishchah-proveli-akciyu-k-100-letiyu-geroya-rossiyskoy-federacii-very-voloshinoy

Улица Георгия Паламарчука

Паламарчук Георгий Михайлович

Георгий Михайлович Паламарчук (15 января 1919 — 10 октября 2007) — Герой Советского Союза, командир торпедного катера ТКА-12 1-го отдельного дивизиона торпедных катеров Охраны водного района Главной базы Северного флота, старший лейтенант.

Георгий Михайлович Паламарчук родился в городе Первомайске Николаевской области.

Учился в Одесском институте инженеров морского транспорта, окончил 2 курса. С 1939 года на службе в военно-морском флоте. В 1941 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище имени С. М. Кирова.

На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. В составе 74-й отдельной морской стрелковой бригады принимал участие в битве под Москвой. Командовал взводом, батальоном. Был ранен, после излечения был направлен на Северный флот.

Принял командование торпедным катером ТКА-12, которым ранее командовал А. О. Шабалин. За время службы к апрелю 1944 года принял участие в 80 боевых походах, спас 6 лётчиков, высаживал десант на территорию противника, участвовал в постановке минных заграждений в водах противника.

22 декабря 1943 года совместно с катером ТКА-201 под командованием старшего лейтенанта Д. Л. Холодного участвовал в результативной атаке вражеского конвоя, состоящего из эсминца, шести сторожевых кораблей, десяти катеров-морских охотников и четырёх тральщиков, прикрывавших три больших транспорта. Паламарчук первым прорвался к цели и в торпедной атаке потопил миноносец, катер Холодного потопил транспорт водоизмещением 5000 тонн (несколько позднее два сторожевых корабля из этого же конвоя потопил катер Шабалина). В этом бою Георгий Михайлович был ранен в обе ноги, но не оставил боевого поста, пока не привёл катер с развороченным машинным отделением на базу.

За отвагу, мужество и боевое мастерство ему указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1949 году по решению Военного совета Северного флота ТКА-12 был поднят из воды и поставлен на пьедестал как памятник мужеству катерников.

После войны Георгий Паламарчук продолжал службу в ВМФ на торпедных катерах Краснознаменного Балтийского флота. В 1949 году его военная судьба совершила крутой поворот: ему предложили стать специалистом по оружию для борьбы с подводными лодками. Три года он упорно изучал новую специальность, а потом четверть века принимал активное участие в разработке и испытаниях аппаратуры для обнаружения подводного врага, мощных глубинных бомб и торпед. Он испытывал и внедрял новое оружие на Балтике, Черном море, в Заполярье и на Тихом океане. Деятельность Паламарчука и его коллег привела к тому, что подлодки иностранных флотов, опасаясь решительного и эффективного отпора, реже стали нарушать наши морские границы. С 1965 года - военный представитель по минно-торпедному вооружению на ряде заводов и научно-исследовательских институтов в Москве. В 1975 году в звании капитана 1-го ранга вышел в запас.

Жил в Москве. До 1993 года работал старшим экспертом по вопросам кораблестроения и морских технологий Государственного комитета по науке и технике. Являлся председателем ветеранской организации, руководителем секцией моряков - Героев Советского Союза и Российской Федерации.

Умер 10 октября 2007 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награжден орденом Ленина (22.02.1944), орденами Красного Знамени (28.12.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2-мя орденами Красной Звезды (02.10.1944), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями «За оборону Москвы»(1943), За оборону Советского Заполярья» (1945).

Бульвар Михаила Герасимова

Герасимов Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Герасимов (1915—2003) — майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Михаил Герасимов родился 4 (по новому стилю — 17) июля 1915 года в деревне Шолохово Московского уезда Московской губернии (ныне — городской округ Мытищи Московской области) в крестьянской семье. Рано остался без родителей, рос под опекой старшего брата. Окончил семь классов школы, затем школу фабрично-заводского ученичества, после чего работал слесарем в московском «Метрострое». В 1941 году Герасимов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в Ельнинской операции, битве за Москву, форсировании Северского Донца, Ингульца, Днепра, Днестра, Прута, Дуная, освобождении Украинской ССР и Восточной Европы. В боях был ранен. К марту 1944 года старшина Михаил Герасимов командовал взводом связи 525-й отдельной роты связи 19-й стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта. Отличился во время форсирования Южного Буга.

24 марта 1944 года Герасимов одним из первых в своём подразделении переправился через реку и обеспечил командованию дивизии бесперебойную связь с советскими частями на западном берегу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшина Михаил Герасимов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3482.

Участвовал в Параде Победы. Продолжал службу в Советской Армии. В 1948 году Герасимов окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1960 году в звании майора он был уволен в запас. Проживал в городе Долгопрудном Московской области. С 1961 года работал инспектором отдела кадров местного машиностроительного завода. До 1992 года Герасимов руководил объединённым учебным пунктом по подготовке молодёжи к службе в армии, неоднократно избирался депутатом Долгопрудненского горсовета и горкома КПСС. Участвовал в Параде в честь 50-летия Победы. Умер 22 марта 2003 года, похоронен на Центральном кладбище Долгопрудного.

Был также награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени и двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей. Почётный гражданин Долгопрудного.

Улица Гарнаева

Гарнаев Юрий Александрович

Юрий Александрович Гарнаев (1917—1967) — советский лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964).

Родился 4 (17) декабря 1917 года в городе Балашов (ныне — Саратовской области).

Об авиации я сначала даже не мечтал — время было слишком трудное. Семья наша жила бедно, я ведь наелся в первый раз досыта, когда попал уже в лётную школу.

Окончил в 1938 году Мытищинский аэроклуб (Аэроклуб Мытищинского района Московской области отделение авиации ОАХ). В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский.

С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.

В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.

В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.

Наградной лист на Орден Отечественной войны I степени

В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.

В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.

Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.

Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).

В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС).

К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.

В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.

Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя прежде всего рабочим. И это верно. Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира.

16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий лётчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом.

21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолётной техники. Затем осуществлял полёты в ряде стран Европы на производство уникальных лётных монтажных работ с внешней подвески вертолёта по контракту с французской фирмой Сьюд.

Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков.

Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом.

Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

Погиб 6 августа 1967 года в катастрофе вертолёта Ми-6ПЖ при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

(На момент гибели его младшему сыну Гарнаеву Александру ещё не исполнилось и семи лет — впоследствии он стал Героем России, Заслуженным лётчиком-испытателем РФ).

В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб.

Расследование катастрофы вертолета Ми-6ПЖ вела французская сторона. Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках обнаружить не удалось.

Улица Яшина

Яшин Виктор Николаевич

Виктор Николаевич Яшин (29 января 1922 года — 28 октября 1952 года) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 133-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, майор, Герой Советского Союза.

Родился 29 января 1922 года в городе Хабаровске. Русский. С 1936 года жил в посёлке Лосиноостровский (ныне — в черте Москвы). Окончил семь классов школы и в 1938 году — школу ФЗУ. Работал токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, и до февраля 1942 года был в ней лётчиком-инструктором.

Участник Великой Отечественной войны: в феврале-сентябре 1942 года — командир звена 163-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1942 — октябре 1944 года — лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи 157-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944 — январе 1945 года — командир авиаэскадрильи 133-го истребительного авиационного полка; в январе — мае 1945 года — командир авиаэскадрильи 233-го истребительного авиационного полка.

Сражался на Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах.

Из представления к присвоению В. Н. Яшину звания Героя Советского Союза:

…7 сентября 1943 года три советских лётчика Яшин, Русецкий, Трофимов в воздушном бою в районе Смоленска уничтожили 16 истребителей противника, дав возможность другой группе однополчан успешно атаковать вражеские бомбардировщики. В конце дня они в том же составе сбили 4 хейнкеля, 2 фокке-вульфа.

Командир эскадрильи 133-го истребительного авиационного полка, 234 истребительной авиационной дивизии, 6-й истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан Яшин к августу 1944 года совершил 184 боевых вылета, в 42 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3075) капитану Яшину Виктору Николаевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года.

За время войны совершил 246 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил лично 26 и в составе группы 1 самолёт противника — 3 Junkers Ju 87, 1 Junkers Ju 88, 4 Focke-Wulf Fw 189 Uhu (+1 в составе группы), 15 Focke-Wulf Fw 190 Wurger, 2 Messerschmitt Bf.109[2].

После войны продолжал службу в ВВС (Группа советских войск в Германии). В 1946 году окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС. С мая 1949 года майор В. Н. Яшин — в запасе.

В 1949—1950 годах — лётчик-испытатель авиационного завода № 381 (Москва); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15. В 1950 году — лётчик-испытатель авиационного завода № 30 (Москва); испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ил-28. В 1950—1951 годах — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). В 1951—1952 годах — лётчик-испытатель авиационного завода № 168 (город Ростов-на-Дону), с 1952 года — лётчик-испытатель авиационного завода № 99 (город Улан-Удэ); испытывал серийные реактивные учебно-тренировочные истребители МиГ-15УТИ.

Жил в городе Улан-Удэ. Покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года. Похоронен в Улан-Удэ.

Улица Байкова

Байков Георгий Иванович

Георгий Иванович Байков (26 февраля 1923 — 14 июля 1969) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (29.06.1945), гвардии старший лейтенант.

Родился 26 февраля 1923 года в городе Одессе. Русский. В 1930-е годы переехал в Подмосковье. Окончил Мытищинский аэроклуб. В январе 1941 года был направлен в Качинскую Краснознамённую военную школу летчиков имени А. Ф. Мясникова. Год учёбы прошёл у Байкова в большом напряжении. С июня 1941 года вся учёба в школе стремительно перестраивалась на военный лад.

Почти шесть месяцев после учёбы Байков находился в Поволжье, в 16-м запасном авиационном полку, где готовили лётчиков к отправке на фронт. «Боевым применением самолёта овладел: пилотирует, стреляет и ведёт воздушный бой отлично», — указывалось в заключении командования запасного полка.

Вступил в Великую Отечественную войну в ноябре 1942 года. Первый фашистский самолёт Георгий Байков сбил под Сталинградом в феврале 1943 года.

17 февраля 1944 года зачислен в 9-й гвардейский Одесский Краснознамённый истребительный авиаполк советских асов. В его составе прошёл путь от сражений за Крым до последнего дня Великой Отечественной войны.

Совершил 244 боевых вылета и в 50 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы — 1 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и геройство в боях с немецкими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Байкову Георгию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 6289).

После войны Георгий Иванович продолжил службу в одном из полков Белорусского военного округа, был лётчиком-испытателем. Окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в 1951 году.

После увольнения в запас жил в городе Евпатории Крымской области, УССР. 14 июля 1969 года Георгий Иванович Байков скончался.

Улица Алелюхина

 Алелюхин Алексей Васильевич

Алексей Васильевич Алелюхин (30 марта 1920 года — 29 октября 1990 года) — лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Один из ведущих асов 8-й воздушной армии.

Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора (ныне Кесовогорского района Тверской области) в семье рабочего. Окончив начальную школу, работал на Московской фабрике канцелярских товаров и одновременно учился в планёрной школе.

В Красной Армии с января 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской обл. Окончил военную авиационную школу имени В. П. Чкалова в 1939 году. Принимал участие в Великой Отечественной войне с начала войны, сражаясь в Одесском военном округе на самолёте И-16. 2 сентября 1941 года был легко ранен в ногу. Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был перевооружён с И-16 на новые ЛаГГ-3.

Во время Сталинградской битвы согласно приказу № 11/н ВС Юго-Восточного фронта награждён орденом Красной Звезды за 47 боевых вылетов, 11 воздушных боёв и сбитый лично истребитель Ме-109 и в составе группы-бомбардировщик Ю-88.

30 июля 1942 года ранен в ногу и спину.

В феврале 1943 года к востоку от Ростова-на-Дону Алелюхин встретил в небе немецкого аса Баркхорна (второго по результативности лётчика Люфтваффе).

В 1943—1944 годах воевал на американском истребителе P-39 Aircobra.

1 октября 1943 года сбил 3 самолёта Хе-111 в группе. Во время Мелитопольской операции в одном бою девятка под командованием Алелюхина атаковала 50 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием истребителей. Советские лётчики, сбив ведущие самолёты, расстроили боевой порядок самолётов противника.

26 марта 1945 года в бою в небе Восточной Пруссии, атаковав четвёрку самолётов противника, лично сбил два самолёта ФВ-190.

Последний бой провёл в небе Германии, сбив Fw-190.

За время войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, проведя 258 воздушных боёв, лично уничтожил 40 вражеских самолётов и ещё 17 — в составе группы.

17 апреля 1942 года получил первую награду — орден Красного Знамени — за 83 боевых вылета (награждён 5 декабря 1941 года приказом № 016 по Южному фронту).

Указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1942 награждён орденом Ленина за 133 боевых вылета (из них: на штурмовку — 30 и на разведку — 6) и сбитый самолёт противника(ПЗЛ-24) во время обороны Одессы.

Приказом 21/н от: 14 июля 1943 ВС 8 ВА Южного фронта награждён орденом Александра Невского за 37 боевых вылетов, 9 воздушных боев и 3 лично сбитых самолётов противника.

Приказом ВС 8-й ВА Южного фронта №: 25/н от 1 августа 1943 награждён орденом Красного Знамени за 23 боевых вылета, проведение 15 воздушных боев и уничтожение 7 самолётов противника (4 шт. Ю-88;1 Хе-111 и 2 Ме-109).

Звания Героя Советского Союза c вручением ордена Ленина (№ 14948) и медали «Золотая Звезда» (№ 1135) командир эскадрильи 9-го ГИАП (6-я гвардейская Донская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии капитан Алелюхин был удостоен 24 августа 1943 года за 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 6 в группе.

Приказом ВС Южного фронта № 152/н от 08 октября 1943 года гвардии капитан Алелюхин награждён орденом Суворова 3-й степени за 352 боевых вылета, 111 воздушных боев и 31 сбитый самолёт противника (из них - 25 лично).

Второй медалью «Золотая Звезда» удостоен 1 ноября 1943 года согласно указу Президиума ВС СССР — за 410 боевых вылетов, 58 боевых штурмовок и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил 26 самолётов врага и за образцовое выполнение боевых заданий командования при освобождении Донбасса.

20 апреля 1945 года приказом ВС 1-й Воздушной армии № 42/н был награждён орденом Красного Знамени за 134 боевых вылета, 31 воздушный бой, 35 штурмовок и уничтожение 7 самолётов противника (3 Ме-109 и 4 Fw-190), 15 автомобилей, 10 повозок, до 100 солдат противника, 1 паровоза и двух самолётов на наземной стоянке.

Работал на командных должностях. В 1948 году закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1954 году — Военную академию Генштаба.

В 1950 году полковник А. В. Алелюхин служил заместителем командира 151-й истребительной авиационной дивизии. В октябре 1950 года вместе с дивизией был переброшен в Китайскую Народную Республику, а с ноября по декабрь 1950 года — участвовал в боевых действиях против авиации США над территорией Северной Кореи. Личных побед в воздушных боях не имел. В декабре дивизия была отведена обратно в Китай и занималась противовоздушной обороной промышленных центров и подготовкой китайских и корейских лётчиков.

Могила Алелюхина на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1985 году ушёл в отставку в звании генерал-майора.

Умер 29 октября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Улица Карпенко

Карпенко Вилий Иванович

Вилий Иванович Карпенко (1924—1995) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Вилий Карпенко родился 19 августа 1924 года в селе Усвяты (ныне — Усвятский район Псковской области). После окончания семи классов школы и школы фабрично-заводского ученичества работал токарем на одном из новосибирских предприятий. В августе 1942 года Карпенко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С апреля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К июню 1944 года старшина Василий Карпенко командовал сапёрным взводом разведки 389-го отдельного сапёрного батальона 222-й стрелковой дивизии 33-й армии 3-го Белорусского фронта. Отличился во время Белорусской операции.

В ночь с 21 на 22 июня 1944 года взвод Карпенко переправился через реку Проня и проделал проходы в минных полях и проволочных заграждениях противника, благодаря чему советские стрелковые части смогли успешно переправиться вслед за ними. Карпенко активно участвовал в боях за захват и удержание плацдарма на западном берегу реки. В ночь со 2 на 3 июля 1944 года Карпенко нашёл брод через реку Березина в районе деревни Жуковец Березинского района Минской области Белорусской ССР, благодаря чему сумели беспрепятственно переправиться два стрелковых полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшина Вилий Карпенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5789.

После окончания войны Карпенко продолжил службу в Советской Армии. В 1945 году он окончил Московское военно-инженерное училище, в 1947 году — курсы усовершенствования офицерского состава, в 1965 году — Тюменское военно-инженерное училище. В 1970 году в звании подполковника Карпенко был уволен в запас. Проживал в городе Мытищи Московской области. Умер 2 мая 1995 года, похоронен в Мытищах.

Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, рядом медалей.

Улица Егорова

Егоров Александр Иванович

Александр Иванович Егоров (1905—1968) — старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Александр Егоров родился в 1905 году в посёлке Мытищи (ныне — город в Московской области). Получил начальное образование, работал столяром-краснодеревщиком на мебельной фабрике. В 1926—1929 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. После демобилизации работал мастером на Мытищинском вагоностроительном заводе. В августе 1942 года Егоров был повторно призван в армию. Окончил школу младших командиров. С сентября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Сальска, Ростова, Донбасса, Мелитополя, Крыма, Белорусской и Литовской ССР, боях в Восточной Пруссии, Берлинской операции. К апрелю 1945 года гвардии старший сержант Александр Егоров командовал отделением 51-го гвардейского отдельного сапёрного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии 3-го Белорусского фронта. Отличился во время штурма Кёнигсберга.

6 апреля 1945 года вместе с тремя сапёрами Егоров взорвал дот, мешавший продвижению советских войск к форту, что позволило вынудить гарнизон форта к капитуляции. В ходе дальнейших боёв за город в районе кирпичного завода Егоров с несколькими сапёрами, несмотря на вражеский огонь, подобрался к укреплённому дому, где засели солдаты противника, и взорвал его.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии старший сержант Александр Егоров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7280.

После окончания войны Егоров был демобилизован. Проживал в посёлке Мамонтовка Пушкинского района Московской области, работал на Мытищинском машиностроительном заводе, затем на заводе дорожных машин в Мамонтовке. Скончался 6 октября 1968 года, похоронен на кладбище в Мамонтовке.

Был также награждён орденами Красной Звезды, Славы 2-й и 3-й степеней, рядом медалей.

Улица Пацейко

Пацейко Леонид Тарасович

Пацейко Леонид Тарасович – слесарь-инструментальщик Мытищинского машиностроительного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, Московская область.

Родился в 1921 году в деревне Заречье Ярославской губернии (ныне – Борисоглебского или Ростовского района Ярославской области). Русский.

Окончил школу фабрично-заводского ученичества в 1937 году, начал трудовую деятельность слесарем инструментального цеха на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) в городе Мытищи Московской области, где токарем трудился его отец.

С марта 1941 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году – шофёр 52-й гвардейской механизированной бригады, а с 1943 года – шофёр оперативной группы штаба 23-й гвардейской мотострелковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 1-го Украинского фронта, гвардии младший сержант. Был дважды ранен. Награждён боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из Красной Армии в 1946 году, вернулся на ММЗ (ныне – ОАО «Мытищинский машиностроительный завод»), где продолжил работать слесарем-инструментальщиком.

С годами в совершенстве овладел мастерством своей профессии, став одним из лучших слесарей-инструментальщиков в цеху и на заводе. Был удостоен звания «Мастер – золотые руки». Являлся активным рационализатором и новатором. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждён орденом Октябрьской Революции. Активно занимался наставничеством, передавая свой опыт и навыки молодым рабочим.

Задание девятой пятилетки (1971-1976) выполнил за четыре года. План 1976 года – к 1 ноября. Стал одним из инициаторов соревнования за достойную встречу 60-летия Великого Октября.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1977 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, Пацейко Леониду Тарасовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Работал на ММЗ до выхода на заслуженный отдых.

Жил в городе Мытищи Московской области. Умер 28 апреля 2004 года.

Награждён орденами Ленина (17.05.1977), Октябрьской Революции (05.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (19.05.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (29.11.1943; 20.11.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (25.07.1943).

Улица полковника Романова

Романов Сергей Михайлович

Сергей Михайлович Романов (1908—1999) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1942). Полковник (1944). Военный штурман 1-го класса (1950).

Сергей Михайлович Романов родился 11 июня (30 мая — по старому стилю) 1908 года в посёлке Мытищи Московского уезда Московской губернии Российской империи (ныне город — районный центр Московской области Российской Федерации) в семье служащего. Русский. Окончил школу ФЗУ. До призыва в армию работал столяром на Мытищинском машиностроительном заводе (ныне ОАО «Метровагонмаш»).

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии С. М. Романов был призван в 1927 году. Окончил 1-ю Советскую объединённую военную школу РККА имени ВЦИК. Служил командиром взвода в артиллерийской части в Московском военном округе. С мая 1932 года — курсант 3-й Оренбургской военной авиационной школы лётчиков-наблюдателей. После её окончания проходил военную службу в Украинском военном округе на должностях штурмана корабля и штурмана отряда. Затем прошёл переподготовку на курсах штурманов при Ейской военной школе морских лётчиков и лётнабов. До 1938 года служил штурманом эскадрильи в строевых частях ВВС Киевского военного округа. С сентября 1938 года проходил обучение в Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но учёбу не окончил из-за начала советско-финской войны. В феврале-марте 1940 года сражался на Северо-Западном фронте в должности штурмана корабля 85-го бомбардировочного авиационного полка, совершив в ходе финской кампании 11 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. В марте 1940 года продолжил учёбу уже в Военной академии командного и штурманского состава в Монино, которую окончил в январе 1941 года. До начала войны преподавал в академии на кафедре аэронавигации штурманское дело.

В действующей армии майор С. М. Романов с 23 июня 1941 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с августа 1941 года в должности штурмана эскадрильи 432-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии авиации дальнего действия. За годы войны летал на самолётах ТБ-7 (Пе-8) и Б-25 «Митчелл». Участник битвы за Москву, в ходе которой совершал налёты на крупные железнодорожные узлы противника, аэродромы, скопления живой силы и техники. Одним из первых в дальней авиации опробовал способы ночного автоориентирования, что дало возможность осуществления полётов в дальние тылы немцев. В декабре 1941 года 432-й авиационный полк был переименован в 746-й авиационный полк авиации дальнего действия, а майор С. М. Романов был назначен на должность штурмана полка.

В ходе контрнаступления советских войск под Москвой Сергей Михайлович продолжал наносить бомбовые удары по железнодорожным узлам, скоплениям войск и аэродромам противника в Смоленске, Витебске, Орше, Вязьме и Минске. 31 марта 1942 года экипаж Пе-8, где штурманом был майор Романов, осуществил заброску разведгруппы в район Киева. Всего к концу марта 1942 года в качестве штурмана корабля С. М. Романов участвовал в 21 боевом ночном вылете. В период с 19 мая по 13 июня 1942 года как один из лучших штурманов авиации дальнего действия Сергей Михайлович привлекался к выполнению специальных заданий командования по доставке дипломатических миссий Советского правительства, в том числе обеспечивал визит наркома иностранных дел В. М. Молотова в страны антигитлеровской коалиции.

20 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору Романову Сергею Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале августа 1942 года 746-й авиационный полк был передан в непосредственное подчинение командующему авиацией дальнего действия. В конце месяца Сергей Михайлович принял участие в налётах дальней авиации на Варшаву и Штеттин. Однако в сентябре 1942 года обстановка на фронте заставила командование использовать дальнюю авиацию в качестве фронтовых бомбардировщиков на Сталинградском направлении. В апреле 1943 года майор С. М. Романов участвовал в налёте советской дальней авиации на Кёнигсберг, в ходе которого на укрепления города были сброшены первые серийные авиабомбы ФАБ-5000. К маю 1943 года Сергей Михайлович был произведён в подполковники и назначен старшим штурманом 45-й авиационной дивизии дальнего действия, в состав которой незадолго до этого вошёл и 746-й авиаполк.

В должности старшего штурмана авиационной дивизии подполковник С. М. Романов добился хороших показателей в подготовке молодых штурманов, за что впоследствии был награждён орденом Александра Невского. Сергей Михайлович также участвовал в прорыве блокады Ленинграда и в специальных операциях командования на территории Финляндии и Венгрии. В декабре 1944 года в связи с реформированием дальней авиации 45-я авиационная дивизия дальнего действия была преобразована в 45-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, которая вошла в состав 18-й воздушной армии. В последние месяцы войны Сергей Михайлович участвовал в бомбардировках Кёнигсбергской и Берлинской группировок противника. Всего за годы войны С. М. Романов совершил 63 успешных ночных боевых вылета. Боевой путь он завершил в звании полковника в небе Восточной Пруссии.

После войны полковник С. М. Романов продолжал служить в авиации дальнего действия в должности старшего штурмана бомбардировочной авиадивизии, затем главного штурмана тяжелобомбардировочного авиакорпуса. В апреле 1947 года полковник С. М. Романов был назначен начальником отдела бомбометания штурманской службы Дальней авиации, а декабре стал заместителем главного штурмана Дальней авиации, которую занимал до декабря 1949 года (в период с июля 1948 года по март 1949 года исполнял обязанности главного штурмана Дальней авиации).

В апреле 1950 года Сергей Михайлович окончил Военную академию Генерального штаба, после чего занимал должности заместителя главного штурмана Дальней авиации (1950—1953) и начальника штурманской службы Штаба ВВС СССР (с мая по октябрь 1953 года). В октябре 1953 года полковник Романов был направлен в заграничную командировку в Китай, где до августа 1956 года был военным советником по штурманской и бомбардировочной подготовке ВВС Китайской Народной Республики. После возвращения в СССР с ноября по декабрь 1956 года был начальником учебной части военной кафедры Московского топографического политехникума, а в 1957—1959 годах преподавал на военной кафедре Московского лесотехнического института.

Уволившись в запас в марте 1959 года, Сергей Михайлович поселился в городе-герое Москве. Сначала работал на одном из оборонных заводов, а с 1962 по 1985 год трудился старшим инженером и ведущим инженером в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (до 1970 года — Институт теоретической кибернетики).

С 1985 года С. М. Романов на пенсии. Умер 16 марта 1999 года. Похоронен в колумбарии Митинского кладбища столицы.

Улица Баздырева

 Баздырев Николай Дмитриевич

Родился Николай Дмитриевич Баздырев 16 ноября 1925 года в деревне Васильевка Северного района Оренбургской области в семье крестьян. Член ВЛКСМ с 1940 года. В этом же году окончил школу-семилетку. Трудовую деятельность начал в неполные 15 лет прицепщиком в тракторной бригаде.

В рядах Красной Армии с осени 1942 года, с декабря воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в наступательных боях на Северском Донце, в форсировании Днепра, в разгроме Ясско-Кишиневской группировки фашистских войск, в освобождении Донбасса, Украины, Польши, в разгроме врага на территории Германии.

Наводчик станкового пулемёта пулемётной роты стрелкового батальона 1054-го стрелкового полка (301-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) комсомолец сержант Николай Баздырев 14 января 1945 года, при прорыве обороны противника с Магнушевского плацдарма в районе деревни Червонка (западнее города Магнушев, Польша), прикрыл огнём правый фланг батальона, чем обеспечил отражение контратаки превосходящих сил противника. Зайдя врагу во фланг, открыл меткий огонь, что способствовало успешному продвижению батальона.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, сержанту Баздыреву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7663).

При прорыве обороны немцев на реке Одер в феврале 1945 года был тяжело ранен. День Победы встретил, находясь на излечении в госпитале.

За ратные подвиги в Великой Отечественной войне он награжден также орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Славы 3-й степени и многими медалями.

После демобилизации из рядов Советской Армии по причине ранения Н. Д. Баздырев поступил в автомобильный техникум, а после его окончания в 1948 году стал студентом Московского лесотехнического института. В 1953 году вступил в КПСС.

В 1956 году после успешного окончания института получил квалификацию инженера лесного хозяйства и был рекомендован для продолжения учебы в аспирантуре по кафедре механизации лесохозяйственных работ.

Закончив учебу в аспирантуре, Н. Д. Баздырев работал на кафедре ассистентом, старшим преподавателем, а затем — профессором.

Одновременно с педагогической деятельностью Н. Д. Баздырев вел научные исследования. Он является автором трех изобретений новых конструкций распыливающих устройств опрыскивателей. Им опубликовано более 30 научных и методических работ. В соавторстве с сотрудниками кафедры механизации лесохозяйственных работ написано несколько учебников и создан ряд уникальных лабораторных установок.

Воспоминаниями о юношеских годах Н. Д. Баздырева, прошедших в суровое военное время, однажды поделился его однополчанин генерал-майор запаса М. Сафонов.

«…В конце 1944 года наша дивизия была переброшена под Варшаву, а в январе 1945 года выдвинута на Магнушевский плацдарм. Здесь она заняла исходное положение для нового наступления.

Утром 14 января под гром тысяч орудий дивизия перешла в наступление. Атака началась дружно. Громовое «ура» в утреннем тумане катилось волной от подразделения к подразделению. Стрелковый взвод, где служил сержант Баздырев, одним из первых ворвался во вражеские окопы. Не выдержал враг нашего удара и стал отступать. Баздыревский пулемет заставил большую группу гитлеровцев бросить оружие и сдаться в плен». Это только один из фронтовых эпизодов, которых было так много на боевом пути Николая Дмитриевича Баздырева.

Особенно трудным было сражение у реки Одер, где сержант Баздырев сутками лежал у пулемета, отражая одну атаку за другой. О его мужестве, проявленном в этих боях, генерал-майор М. Сафонов свидетельствует так: «…В конце января 1945 года наша дивизия форсировала реку Одер и заняла плацдарм. Комсомолец Николай Баздырев одним из первых оказался на противоположном берегу. До Берлина оставалось рукой подать. Но фашистское командование начало принимать все меры, чтобы остановить продвижение наших войск. Разгорелись тяжелые бои, и снова пришлось поработать сержанту Н. Д. Баздыреву».

Более подробно о ходе этих сражений рассказывал студентам факультета лесного хозяйства сам Николай Дмитриевич. Его рассказ приводим почти дословно.

«…К реке Одер мы подошли в ночь на 1 февраля и после боев с противником форсировали ее. Первую линию обороны заняли довольно быстро, а вот со второй пришлось тяжко. Это было ровное вспаханное поле, залитое снеговой водой. Хотя ночь стояла темная, наш батальон был обнаружен осветительными ракетами. Фашисты встретили нас таким плотным огнем, что казалось: не останется ничего живого. Мы лежали под обстрелом в снеговой воде до рассвета. Хорошо, что на головах были каски. По нашей роте сильно били три или четыре пулемета врага. В темноте я их засек по трассирующим пулям и вспышкам огня, а когда рассвело, точно определил их расположение.

Лежать дальше становилось невозможно: много было раненых, да и мы сами замерзли так, что руки и ноги не шевелились. Командиры тоже были ранены. Потом мы поднялись в атаку и, стреляя на ходу, пошли на врага. Мне удалось заставить замолчать эти вражеские пулеметы.

Когда оборона была прорвана, батальон, преследуя отступающих немцев, вошел в населенный пункт. В подвалах и домах были немцы, а между домами — траншеи. Потом выяснилось, что батальон так вклинился в оборону противника, что стреляли почти со всех сторон. Поэтому пришлось отойти назад и расположиться в занятых нами немецких укреплениях. Эти укрепления проходили вдоль канала, и нас через несколько дней стало затапливать водой. Спали на коленях, просыпались от ледяной стужи полуживые. Попытались взять завод с высокими трубами, расположенный позади нас, но безуспешно.

А потом фашисты перешли в наступление. Сначала била их артиллерия, затем двинулись танки и пехота. Мои боевые друзья были ранены и завалены землей. Вскоре сильным взрывом был ранен и я. Когда стемнело, ко мне стали приближаться какие-то люди. Я решил, что немцы, и приготовил пистолет и гранату. Оказалось, это наши, уцелевшие от девятой роты. Они-то и вынесли меня на плащ-палатке, затем поместили на носилки и отправили в медчасть. Так закончилась для меня Великая Отечественная война. А пятая ударная армия пошла в наступление на Берлин…

О присвоении высокого звания Героя Советского Союза узнал, находясь на излечении в госпитале, из письма от родных».

Свои беседы со студентами Николай Дмитриевич обычно заканчивал так: «Ко всему мы привыкли на войне, но смерть боевых товарищей, однополчан всегда оставляла в душе неизгладимый след…».

Добрую память оставил о себе Николай Дмитриевич Баздырев, своими ратными подвигами приумноживший славу советского солдата-освободителя. Помнить его будут всегда.

Герой Советского Союза профессор Баздырев Н. Д. проработал на кафедре с 1954 по 2002 г. Отмечая его заслугу в подготовке инженерных кадров решением ученого совета университета 22 июня 2002 г. его имя присвоено лаборатории кафедры механизации лесохозяйственных работ.

Жил Баздырев Н. Д. в городе Мытищи. Скончался 21 января 2002 года. Похоронен на Волковском кладбище.

Улица Лисицина

Лисицын Юрий Егорович

Юрий Егорович Лисицын (1920—1989) — Герой Советского Союза, командир отделения 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской Военно-морской базы Черноморского флота, старшина 1-й статьи.

Родился 11 мая 1920 года в селе Якимовское Каширского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса общеобразовательной школы. Работал трактористом в колхозе «Красная Нива».

В 1939 году Лисицын начал службу в военно-морском флоте СССР. По окончании учебного отряда Черноморского флота в Одессе продолжил службу там в качестве командира отделения дальномерщиков эсминца «Шаумян».

С самого начала участвовал в Великой Отечественной войне. Участник оборон Одессы и Севастополя, стал флотским разведчиком. В феврале 1943 года Лисицын был в десантном отряде Цезаря Куникова, захватившем плацдарм под городом Новороссийском, впоследствии названным «Малой Землёй». С мая 1943 года назначен в 384-й батальон морской пехоты Черноморского флота на должность командира отделения разведчиков. Осенью 1943 года участвовал в операциях по освобождению Таганрога, Мариуполя и Осипенко (ныне Бердянск).

Во второй половине марта 1944 года войска 28-й армии начали бои по освобождению города Николаева. Чтобы облегчить удар наступающих, было решено высадить в порт Николаев десант. Из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты выделили группу десантников под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского. В неё вошли 55 моряков, 2 связиста из штаба армии и 10 сапёров. Проводником пошёл местный рыбак Андреев. Командиром одной из десантных групп был старшина 1-й статьи Лисицын.

Два дня отряд сражался, отбив 18 атак и уничтожив при этом более 700 солдат и офицеров противника[1]. 27 марта из-за выведенной из строя рации и отсутствия связи с командованием батальона старшина 1-й статьи Лисицын был послан Ольшанским через линию фронта. Хотя Лисицын был тяжело ранен (ему осколком мины оторвало ступню ноги), он сумел передать донесение.

28 марта 1944 года советские войска освободили Николаев. Когда наступающие ворвались в порт, из десантников остались в живых только 12 человек. Все офицеры, старшины, сержанты и многие краснофлотцы были убиты.

По причине инвалидности в декабре 1944 года Лисицын вышел в отставку. Работал председателем колхоза в селе Якимовское. В 1948 году был направлен на учёбу. С 1949 года жил в городе Мытищи Московской области, работал мастером на фабрике «Труд». Скончался 30 декабря 1989 года. Похоронен на Волковском кладбище в Мытищах (участок 12).