Меню

Уважаемые коллеги!

4 августа 2021 в 13:31 Просмотров: 11
Управление Роспотребнадзора по Московской области (далее – Управление), рассмотрело Ваше письмо по вопросам разъяснений применения Постановления главного государственного санитарного врача по Московской области от 16.06.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», и сообщает. Управление Роспотребнадзора по Московской области, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, действует на территории конкретного субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, представленных соответствующим Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012 № 642. В силу пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и п.п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Московской области от 16.06.2021 №3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление №3) определен перечень категории (группы) граждан, подлежащих вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в установленных сферах (п.п.1.1). В Постановлении № 3 определены категории (группы) граждан, которые в своей деятельности имеют высокий уровень эпидемиологических контактов и участвуют в цепочке передачи вирусов. Пункт 2 Постановления № 3 обязывает руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, организовать проведение профилактических прививок в установленные сроки и не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Применительно к Вашим вопросам разъясняем, что Постановление № 3 распространяется на всех работающих граждан на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в указанных сферах на территории Московской области вне зависимости от данных внесённых в ЕГРЮЛ или от Общероссийского классификатора видов экономической деятельности или группы занятий в соответствии с «ОК 010-2014 (МСКЗ-08).
Общероссийский классификатор занятий, а исключительно по факту осуществления деятельности. При этом, в Постановлении № 3 указана сфера деятельности: торговля, без определения вида торговли (оптовая или розничная), и формы торговли (стационарные торговые объекты, развозная торговля, дистанционный способ продажи товаров и т.д.). Данный принцип действует в отношении всех организаций осуществляющих на территории Московской области деятельность в сферах, поименованных в п.п. 1 Постановления № 3 (салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес- клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; транспорта общего пользования, такси и др.) вне зависимости от непосредственного контакта с клиентами. Учитывая изложенное, если промышленные предприятия осуществляют свою деятельность на территории Московской области и сфера деятельности юридического лица является одной из сфер деятельности установленных пунктом 1 Постановления № 3, то требования Постановления № 3 распространяются на них в полном объёме. Постановлением № 3 определено, что проведение профилактических прививок должно охватывать не менее 60 % от общей численности работников, очевидно, что, если работники, переведенные на дистанционный режим работы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, или декретном отпуске, сотрудники - иностранные граждане, сотрудники, чьи служебные обязанности не предусматривают очных контактов с клиентами входят в общее число работников, подлежащих вакцинации на общих основаниях. В указанный 60% диапазон могут так же быть учтены лица имеющие сертификаты о вакцинации или специальный QR-код вакцинированного. Порядок и сроки выдачи сертификатов о вакцинации, а также порядок вакцинирования лиц, имеющих антитела необходимо уточнять в медицинских организациях, осуществляющих вакцинирование. Также в медицинских организациях Московской области Вы сможете уточнить порядок действий в отношении сотрудников - иностранных граждан привитых вакцинами, не зарегистрированными в Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что в перечне медицинских противопоказаний для вакцинации наличие антител не значится. Кроме того, в настоящее время не существует как единой отработанной методики измерения уровня антител, достаточного для создания у человека иммунитета, так и системы оценки эффективности и быстроты адаптации антител к мутирующим штаммам вируса. Требование об обеспечении проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 не распространяется на работников (исполнителей по ГПД), имеющих противопоказания к такой прививке (п.3 Постановления№3). Никакие меры в отношении таких лиц не применяются. Положения Постановления № 3 распространяются на все организации осуществляющие деятельность на территории Московской области. Организации, осуществляющие деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, должны руководствоваться нормативными актами соответствующих субъектов. В случае если в организации показатель проведённых профилактических прививок менее 60% за счёт лиц, отказавшихся от вакцинации без медицинских противопоказаний, сообщаем следующее. Работодатель обязан отстранить от работы работника (сотрудника) выразившего отказ от проведения профилактической прививки от COVID-19 при отсутствии медицинских противопоказаний. Данная позиция, с нормативно-правовым обоснованием, отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32, а также изложена 24.06.2021 на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд): rostrud.gov.ru. В соответствии с Постановлением № 3 работодателям предлагается усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок. При этом Постановлением Губернатора МО от 13.06.2021 № 178-ПГ«О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (далее – Постановление № 178-ПГ) рекомендовано работодателям, осуществляющим деятельность на территории Московской области, обеспечить проведение в отношении работников, исполнителей по гражданско-правовым договорам мероприятий, направленных на стимулирование работников, исполнителей по гражданско-правовым договорам проходить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019); организациям и индивидуальным предпринимателям: разместить информацию о ближайших пунктах вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) по форме, установленной Министерством здравоохранения Московской области и размещенной на сайте http://www.covid.mz.mosreg.ru.; проводить стимулирующие вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) мероприятия (скидки, подарки, розыгрыши) для клиентов, имеющих сертификат о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Пунктом 2.2. Постановления № 178-ПГ для подтверждения выполнения требований постановления Главного государственного санитарного врача организации и индивидуальные предприниматели в период с 1 июля 2021 года по 15 июля 2021 года (включительно) представляют в электронном виде с использованием личного кабинета организации, индивидуального предпринимателя посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области по адресу https://uslugi.mosreg.ru/ сведения по форме согласно приложению к настоящему постановлению. Следовательно, предоставлению подлежат сведения о вакцинированных работниках в тех сферах деятельности, для которых вакцинирование является обязательным. Представленные сведения подлежат проверке Министерством здравоохранения Московской области с использованием государственных информационных систем и ресурсов с подтверждением соответствия таких сведений условиям, установленным настоящим пунктом. Консультации по вопросам предоставления сведений осуществляются по телефону "горячей линии" - 122. По телефону «горячей линии» Вы можете также уточнить правомерность, необходимость и объёмы предоставления персональных данных сотрудников. Также Управление полагает, что работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае, если работник отказывается предоставлять вышеуказанные документы, он подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы в соответствии со статьёй 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). ТК РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона № 157-ФЗ. Данным нормативным актом определено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»(приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»). Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. Управление обращает Ваше внимание на то, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекции на территории Московской области расценивается как неблагополучная и в связи с наличием реальной угрозы распространения данной инфекции издано Постановление № 3, которое направлено прежде всего на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). В отношении ответственности, предусмотренной за невыполнение пп.1.1. п.1 и пп.2.1 п.1 Постановления № 3 сообщаем, что в силу ч. 2 и 3 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусмотрено административное наказание в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Дополнительно сообщаем, что лица в случае несогласия с нормативно правовым актом вправе обжаловать его в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.